ULTRAS LEAGUE. С самых давних пор, когда фанатское движение только зарождалось в России, первоочередным критерием авторитета фаната был выезд! Это сладкое, притягательное слово таило в себе романтику средневековых путешествий. Последний островок разудалого шабаша посреди безбрежья спокойной жизни. Количество выездов определяло не только положение отдельно взятого парня в иерархии движа, но и мощь самого движа в целом. Дух соперничества, живущий и не угасающий между разными фан- бригадами, проявлялся не только в мордобитии, но и в числе «пробитых» городов, общем количестве «выездюков», выездной активности братвы в целом. Причем все вышесказанное справедливо не только для России, но и для развитых в смысле фанатизма стран Европы. Собственно, именно выездная активность послужила катализатором для объединения пестрой, но разнородной толпы болельщиков в организованный и стратифицированный круг фанатов. «Torcida» Хайдука в 1950 г., «Boys» Интера в 1961, «Fedelissimi Club» Сампдории в 1964 – все эти клубы создавались студентами, активистами социалистического движения для организованного посещения выездов своей команды. Потом эти клубы болельщиков эволюционировали в более понятное и привычное для нас движение ультрас. Что любопытно, за рубежом выезда по- прежнему котируются. Поскольку к обсуждению «кто круче» привлекалось больше народа, чем в России, в виду более развитой фан- культуры, нужно было срочно определится в критериях «крутизны». Кто-то вывозит огромное количество фанов, но …на один матч, в ближайший пригород. Кто-то колесит за клубом по всей стране и не пропускает ни одного матча, но…их лишь двадцать человек. Именно так возникло понятие «ультрас лиги»- сводной таблицы, где фанаты получают баллы не только за число выехавших поддержать свой клуб человек, но и за расстояние, которое они покрыли. Справедливость формулы, конечно вызывает нарекания. Да и что в эпоху просвещенности и Интернета может остаться не обхаянным и не осмеянным? Но, отдадим должное, простая формула расчета ультрас-баллов выдержала проверку временем и является достаточно приемлемым мерилом выездной активности фанатов. Одним из первых такие подсчеты начал делать польский фанзин «Strefa Fanow», потом ставший боле известным как «To My Kibice». Оттуда ультрас-лига перекочевала и в чешский «Football Factory», а так же в другие популярные издания. В России до сих пор ничего подобного не было. С первых пор зарождения фан-публицистики описание выезда и фиксирование статистики посещения городов являлось неотъемлемой частью фан-культуры. Достаточно заглянуть в любой фанзин, вышедший в эпоху наибольшего расцвета фан-движения (1999-2001гг.) и можно увидеть списки, таблицы, имена отличившихся «золотников» и т.п. И, что вполне логично, уже тогда предпринимались попытки выяснить, кто же лучше катается, в своей, доморощенной, манере. Во главу угла ставилось отсутствие нулей в календаре. Не посещенный выезд считался страшным позором для движения, возможно, именно этот факт заставлял фанатов пускаться в совершенно дикие многосуточные поездки на товарняках, автостопом, кое-как, со всеми прелестями дорожной романтики. В случае пробития всей линейки в ход шли личные заслуги: кто имеет большее число «золотников» в своем движении, тот и лучше. Неважно при этом, сделали ли они 15 выездов или 10 (для московских команд). Если в Высшей лиге с расстановкой сил все было более-менее понятно, то в набирающих обороты первой и второй лигах между клубами не было такой пропасти, которая присутствовала в Вышке между обеими столицами и всеми остальными. Ведь здесь абсолютно разный спектр расстояний и развитости региональных тусовок. Например, смоленские армейцы довольно стабильно вывозили 10-15 человек и не позволяли оставлять команду без поддержки, будь то Махачкала или Чита, а воронежские факелоны могли привезти 300 фанов в Липецк, но проспать Читу или Красноярск. Конечно, в России выезд имеет особый характер еще в силу географического фактора. Те кто рассекал на европейских собаках, знают разницу с российскими железными дорогами не понаслышке, не будем углубляться. Но суть остается та же: дальше город – больше баллов! Встречаются разные модификации учета выездных фанов: например, считались не только километры, но и вывешенные флаги, зажженная пиротехника, давались просто баллы за «визуалку», как жюри в фигурном катании. Но наиболее справедливым представляется классический вариант: число фанатов х тысячи километров = ультрас баллы за один выезд. Далее это либо суммируется(что более справедливо, т.к. не всем командам приходится пробивать одинаковое число выездов), либо делятся на число выездов, чтобы вывести среднее число(в основном используется там, где команды в основном из разных городов, например, в Польше). Разумеется, учитываются и бонусы для более «ценных» выездов: евровыезда ценятся по двойному тарифу, что, вкупе с приличным расстоянием, сразу кладет приличное число баллов в копилку. А в случае, если фанаты клуба отстояли всю «линейку», то в их актив бонусом сотни пробитых километров. Кстати, формула ультрас-лиги позволяет не только оценить самые активные бригады в сезоне, но и провести историографический анализ развития фанатов одного клуба. Ведь не каждый год приходится ездить в одни и те же города, а лига позволяет все учитывать. Ну и , собственно, самый интересный вопрос: кто же в России продемонстрировал самый активный выездной суппорт?! Очень веселый сезон был у Спартака: 14 поездок, из которых можно выделить Милан(5000 баллов), Ярославль(2970), Самару(2655). А, может, фанаты Зенита? В зачет идет каждая поездка в Москву и Подмосковье, а это тысячи выездных Фанов, ну и, кроме того, они поставили абсолютный рекорд по Владивостоку – 350 человек(3464 балла). Конечно, показатели первой лиги не так впечатляют, там счет идет на сотни, но весьма неплохо показала себя торсида краснодарской Кубани, махнувшей на закрытие сезона в Химки целым поездом и собравшая 1412 очков.
Статья взята из журнала «Ultraslife»№1. Автор текста: krnr