Сегодня без них трудно даже представить себе футбольный матч. Кто бы там что не говорил и как бы не ругался на зажженные после гола файеры, смотреть футбол без этих ярких и красочных трибунных представлений становится делом весьма пресным и скучноватым. Вечно неугомонные "ультрас". Те самые молодые (и не очень) парни и девушки, которые заполняют самые дешевые сектора (за воротами) и изо всех сил стараются оказать поддержку своей команде или просто поучаствовать в пропаганде этой необычной культуры, настоящего околофутбольного движения. Ненормативным песнями и остроумными баннерами, безумными выездами и завораживающими дух перфомансами и фейерверками, изданием газет и журналов, созданием специализированных сайтов и производством атрибутики. Все бы хорошо, да вот только иногда, по мнению наблюдающих за всем этим со стороны товарищей, палка явно перегибается. И это вторая основная претензия к "альтернативным" болельщикам — обвинение в крайне радикальном способе суппорта своей команды: начиная от банального уже задымления футбольного поля нелегально проносимой пиротехникой и заканчивая всевозможными акциями протеста, перерастающими в настоящие войны с клубным руководством. В общем, по второму пункту обвинения недовольство со стороны некоторой части мирного населения возникает и в дальнейшем выливается в ожесточенные интернет-дискусии по одной простой схеме. Сначала "радикалы" организуют некую акцию, которая по своему значению выходит за рамки просто поддержки команды, например, вывешивается баннер, направленный против какого-либо игрока, или всех игроков, или клубных боссов, а уже затем, как ответная реакция, в дело вступают так называемые "обычные" болельщики, на свой лад оценивая подобную активность фанатской трибуны. При такой диспозиции в глаза сразу же бросается один явный недостаток критикующей публики — она именно что критикующая. Никаких самостоятельных созидательных действий за ней мы не наблюдаем. Эти люди не предлагают свою альтернативу тому, что делается руками исключительно "ультрас". Они не пытаются организовать свой аналог суппорта, как и не участвуют в том, что уже есть. В общем, что тут говорить, и так очевидно, что вовсе не "правильные" болельщики творцы того шоу, которое в последнее время частенько заставляет их же самих с чувством гордости за родной клуб поглядывать на трибуну за воротами, слушая громовые раскаты победных гимнов или наблюдая за очередной красочной хореографией. Речь идет о той особой настоящей футбольной атмосфере, которая создается благодаря деятельности именно "ультрас".
Футбол, настоящий футбол, — это нечто гораздо большее, чем просто 22 мужика, бегающих по полю за одним мячиком. Футбол — это действительно Великая игра. Им дышат. Им живут. Нравится это кому-то или нет, но тот футбол, который мы все знаем и любим, трудно себе представить при молчащих трибунах и отсутствии на них тех самых людей, которым частенько достается и от спортивных обозревателей и от всех прочих посетителей футбольных матчей. Какие игры всегда считались и считаются самыми напряженными, самыми эмоциональными и самыми ожидаемыми? Ну конечно же дерби! А никто не интересовался, почему? Почему, например, римское дерби во всей Европе признается просто-таки культовым матчем? Почему поединки между клубами Манчестера, Барселоны, Милана, Мадрида всегда являются своеобразным деликатесом в меню очередного тура? И почему матч "Спартака", например, с "Шинником" никогда не встанет в один ряд с матчем того же "Спартака" с ЦСКА, каким бы великим российским клубом не стала со временем ярославская команда? Ответ на все эти вопросы вполне очевиден. Футбол, настоящий футбол, — это нечто гораздо большее, чем просто 22 мужика, бегающих по полю за одним мячиком. Футбол — это действительно Великая игра. Им дышат. Им живут. Как видим, с одной стороны, — бездеятельность критиков, с другой — достаточно высокая самооценка у активистов "ультрас"-движения, болезненно переносящих практически любую попытку извне негативно оценивать их действия. Именно в этом, можно сказать, привилегированном статусе "настоящих суппортеров" (который они сами себе и определили) кроются причины основного идейного расхождения настоящих фанатов и "простых болел". Все дело в том, что когда фанаты делают нечто, что на взгляд остальной публики является недопустимым, они это делают вовсе не для того, чтобы какой-то там дисциплинарный комитет выписал клубу очередной счет на оплату штрафа за брошенный на поле файер. Всё, что делается на трибунах стадиона, делается только лишь потому, что они, фанаты, считают нужным так делать! И дело здесь не в какой-то прихоти или капризе. Верите вы этому или нет, но они по-настоящему любят свой клуб и ради этой любви отдают ему гораздо больше, чем некоторые могут себе представить. Они посчитали правильным сделать именно так, и они это сделали, даже если кому-то, например, тем же "простым" болельщикам или президенту клуба, что-то из сделанного скорее всего и не понравится.
Ведь фанаты любят футбол и клуб не за деньги, не за должности, не за какие-то льготы. Они просто любят. "Ультрас" живут футболом. Поддержка любимой команды на выезде, организация домашнего суппорта и пр. — все это становится для них второй жизнью. Фанаты своего клуба, готовые очень многим пожертвовать за честь своих цветов. А раз так, то, по их убеждению, они имеют не меньшее отношение к команде, чем сами игроки или клубные чиновники. В современном футбольном мире эти последние — категория преходящая. За исключением единичных случаев это не более чем наемные работники. И в таких условиях именно себя активная фан-общественность позиционирует в образе носителя клубных традиций. Ведь фанаты любят футбол и клуб не за деньги, не за должности, не за какие-то льготы. Они просто любят. И доказывают свою любовь готовностью терпеть лишения самого разного рода — начиная от банальных денежных трат на билеты и поездки, заканчивая милицейскими побоями в глухом провинциальном ОВД. Крайне дикой нелепицей выглядит попытка со стороны "мирных" зрителей обвинить своих идейных оппонентов в том, что для них футбол — не более чем повод для реализации своих собственных амбиций. Расписывать опровержение этого заблуждения, честно говоря, уже не хочется. Ведь чтобы самому всё понять и увидеть, достаточно лишь чуточку внимательней присмотреться к действиям суппортеров, к их позиции, а не пытаться заранее выставлять свои оценки, используя общепринятые, еще советские, штампы. Так уж сложилось, что современный футбольный суппорт (по крайней мере, там, где футбол есть нечто большее, чем просто спорт) по своей природе изначально провокационен. Примеров этому можно приводить бесчисленное множество. И, уверен, они станут по-настоящему шокирующим откровением для большинства наших "мирных" болельщиков, которые с трудом смогут поверить, что такое возможно в цивилизованных западноевропейских демократиях. Чтобы не быть голословным, процитирую 3-й номер отечественного журнала Ultras Life Magazine, опубликовавшего статью про то, о чём и как поют на футболе в Англии. И вот что, например, пели фаны "Манчестер Сити" своим противникам, болеющим за "Манчестер Юнайтед", пока в составе "Сити" играл немец Уве Рослер: "Дед Рослера — немец. В немецком шлеме он бомбил Олд Траффорд. И мы любим его уже за это!" Кто не понял — это намек на стадион "Юнайтеда", который во время Второй Мировой германская авиация сравняла с землей. Не очень корректная песенка, не правда ли? А есть и похлеще! И гораздо! Уверен, повторись сейчас та трагедия, те самые фаны "Сити", что пели эту песню, встали бы плечом к плечу с фанами "МЮ" на защиту свободы своей Британии. Но футбольный суппорт — это нечто другое. Это своеобразный спектакль "без комплексов", который даёт нечто вроде индульгенции на такого рода фольклор. Провокация (и зачастую в самых жестких формах) — неотъемлемый атрибут современной околофутбольной субкультуры, ее основная составляющая. Единственное, что тут можно посоветовать далёким от всего этого наблюдателям — не стоит излишне драматизировать. Фанаты "Манчестер Сити" отнюдь не собираются повторно взрывать легендарный "Олд Траффорд", равно как и фанаты "Спартака" не планировали этой осенью повторный ввод российских танков в Чешскую республику. Просто матч их команды с пражской "Спартой" давно уже превратился в полноценное восточноевропейское дерби. И любовь, и ненависть, и провокация давно уже стали его содержанием, о чём явно свидетельствует вся история их очных встреч, равно как и история взаимоотношений болельщиков обоих клубов. В 2006 г. "Спартак" в рамках квалификационного раунда Лиги чемпионов играл с чешским "Слованом" из Либерец. Не было никаких провокаций, никаких танков на трибунах, никаких драк с местным спецназом. Пожалуй, хороший повод задуматься. Автор: Алексей Алексеев, "Чемпионат.ру"
|